Аннотация:
В статье исследованы вопросы регуляции деятельности у лиц разного пола. Цель - изучить половые различия в психофизиологической регуляции деятельности при разных видах обратной связи и выявить их взаимосвязи с показателями мозговой активности. Методы. Используя методики исследования восприятия и отмеривания длительности тона, обследовали 169 женщин и 60 мужчин (229 человек) добровольцев в возрасте 18-26 лет. У 125 женщин и 42 мужчин (167 человек) регистрировали электроэнцефалограмму. Результаты. При деятельности на основе внутреннего опыта не установлено половых различий в ее результативности, но мужчины более пластичны, их регуляция взаимосвязана с уменьшением только внутриполушарных связей, а у женщин - со снижением межполушарных и внутриполушарных связей. При использовании внешней обратной связи мужчины точнее, стабильнее и более упорядочены в оценках, меньше переоценивают или недооценивают эталон, более обучаемы, чувствительны к обратной связи и пластичнее в действиях. Их регуляция сопряжена со снижением общей представленности ß1- и δ-ритмов, разнонаправленными зависимостями от ß2- и θ-активности с ослаблением обмена информацией между полушариями. Для женщин характерно повышение активации, усиление внутри- и межполушарных связей с преобладанием α-ритмов. Важно, что при ложной обратной связи данные закономерности сохраняются, а отличия в обучаемости нивелируются. Выводы: мужчины лучше используют обратную информацию, применяют отличающиеся стратегии достижения результата и опираются на другие свойства регуляции при разных видах обратной связи, успешнее справляются с когнитивным конфликтом; половые различия в регуляции деятельности взаимосвязаны с нейрофизиологическими особенностями.
The article considers the questions of activity regulation in individuals of different sexes. The aim is to study gender differences in psychophysiological regulation of activity under a variety of feedbacks and reveal their correlation with brain activity indices. Methods: Using the methods of apperception studying and tone value measuring 169 females and 60 males (229 individuals) volunteers aged 18-26 years were examined. EEG was registered in 125 women and 42 men (167 individuals). Results. Following the internal experience no gender differences were found in the activity efficiency, but men were more flexible, their regulation is only interrelated with intra-hemispheric links reduction, while that of women - with the reduction of both inter- and intra-hemispheric links. In using the external feedback men are more accurate, stable, well-minded, they, to a less degree, overestimate or underestimate the standard, they are more educable, more sensitive to feedback and more flexible in work. Their regulation is accompanied by reduced general representation of ß1- and δ-rhythms, multi-directional dependencies of ß2- and θ-activeness with reduction of information exchange between the hemispheres. Females are characterized by activation increase, strengthening of intra- and interhemispherical links with α-rhythms prevalence. It is important that in case of false feedback these regulations are preserved and differences in educability are neutralized. Conclusions: men better use feedback information, apply different strategies in achieving the result and rely on other regulation properties in various kinds of feedback; they are more successive in coping with cognitive conflict. Gender differences in activity regulation are interrelated with neurophysiological peculiarities. Бердников Д.В. Дмитрий Валерьевич «Курский государственный медицинский университет»
Бобынцев И.И. Игорь Иванович «Курский государственный медицинский университет»
Апчел В.Я. Василий Яковлевич «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Андриуца Н.С. Наталья Сергеевна Первый МГМУ им. И.М. Сеченова МЗ РФ
«Курский государственный медицинский университет»
Federal state educational government-financed institution of higher education «Kursk state medical university»
«Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»
Herzen State Pedagogical University of Russia
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова МЗ РФ
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Berdnikov D.V. Federal state educational government-financed institution of higher education «Kursk state medical university»
Bobyntsev I.I. Federal state educational government-financed institution of higher education «Kursk state medical university»
Apchel V.Y. V. Ya. Herzen State Pedagogical University of Russia
Andriutsa N.S. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Gender differences of operator activity regulation and its neurophysiological support eng
Половые различия регуляции операторской деятельности и её нейрофизиологического обеспечения
Текст визуальный электронный
Экология человека
Eco-Vector
Т. 26, № 9 С. 31-40
2019
половые различия
gender differences
психофизиологическая регуляция
psychophysiological regulation
деятельность
activity
восприятие
comprehension
электроэнцефалограмма
electroencephalogram
межполушарные связи
interhemispherical links
Статья
В статье исследованы вопросы регуляции деятельности у лиц разного пола. Цель - изучить половые различия в психофизиологической регуляции деятельности при разных видах обратной связи и выявить их взаимосвязи с показателями мозговой активности. Методы. Используя методики исследования восприятия и отмеривания длительности тона, обследовали 169 женщин и 60 мужчин (229 человек) добровольцев в возрасте 18-26 лет. У 125 женщин и 42 мужчин (167 человек) регистрировали электроэнцефалограмму. Результаты. При деятельности на основе внутреннего опыта не установлено половых различий в ее результативности, но мужчины более пластичны, их регуляция взаимосвязана с уменьшением только внутриполушарных связей, а у женщин - со снижением межполушарных и внутриполушарных связей. При использовании внешней обратной связи мужчины точнее, стабильнее и более упорядочены в оценках, меньше переоценивают или недооценивают эталон, более обучаемы, чувствительны к обратной связи и пластичнее в действиях. Их регуляция сопряжена со снижением общей представленности ß1- и δ-ритмов, разнонаправленными зависимостями от ß2- и θ-активности с ослаблением обмена информацией между полушариями. Для женщин характерно повышение активации, усиление внутри- и межполушарных связей с преобладанием α-ритмов. Важно, что при ложной обратной связи данные закономерности сохраняются, а отличия в обучаемости нивелируются. Выводы: мужчины лучше используют обратную информацию, применяют отличающиеся стратегии достижения результата и опираются на другие свойства регуляции при разных видах обратной связи, успешнее справляются с когнитивным конфликтом; половые различия в регуляции деятельности взаимосвязаны с нейрофизиологическими особенностями.
The article considers the questions of activity regulation in individuals of different sexes. The aim is to study gender differences in psychophysiological regulation of activity under a variety of feedbacks and reveal their correlation with brain activity indices. Methods: Using the methods of apperception studying and tone value measuring 169 females and 60 males (229 individuals) volunteers aged 18-26 years were examined. EEG was registered in 125 women and 42 men (167 individuals). Results. Following the internal experience no gender differences were found in the activity efficiency, but men were more flexible, their regulation is only interrelated with intra-hemispheric links reduction, while that of women - with the reduction of both inter- and intra-hemispheric links. In using the external feedback men are more accurate, stable, well-minded, they, to a less degree, overestimate or underestimate the standard, they are more educable, more sensitive to feedback and more flexible in work. Their regulation is accompanied by reduced general representation of ß1- and δ-rhythms, multi-directional dependencies of ß2- and θ-activeness with reduction of information exchange between the hemispheres. Females are characterized by activation increase, strengthening of intra- and interhemispherical links with α-rhythms prevalence. It is important that in case of false feedback these regulations are preserved and differences in educability are neutralized. Conclusions: men better use feedback information, apply different strategies in achieving the result and rely on other regulation properties in various kinds of feedback; they are more successive in coping with cognitive conflict. Gender differences in activity regulation are interrelated with neurophysiological peculiarities.