Аннотация:
<strong>Цель.</strong> Обоснование перечней и значимости знаний, умений и владений, которыми должны обладать организаторы здравоохранения, занимающие различные руководящие должности в медицинских организациях, - разработка профилей сформированности (моделей) компетенций.
<strong>Методы.</strong> Проведён экспертный опрос 16 представителей профессорско-преподавательского состава (опыт профессиональной деятельности по специальности не менее 10 лет) организационных кафедр Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России.
<strong>Результаты.</strong> На базе компетенций, представленных в государственном образовательном стандарте по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», определены необходимые перечни позиций рубрик «знать» - 37, «уметь» - 25, «владеть» - 25. Установлена их значимость для заведующих (начальников) структурных подразделений - врачей-специалистов, заместителей руководителя (начальника) и главных врачей (начальников) медицинских организаций. По значимости ряда позиций всех трёх рубрик выявлены статистически значимые различия, что позволило разработать соответствующие модели или профили сформированности. При этом в перечни рассматриваемых рубрик вошли позиции, которые были оценены экспертами как «это совершенно необходимо для успешной работы в конкретной должности», «необходимо» и «скорее необходимо, чем нет». Последняя оценка была зафиксирована только в отношении трёх позиций для заведующих (начальников) структурных подразделений медицинских организаций в рубрике «владеть».
<strong>Вывод.</strong> Результаты проведённого исследования могут быть реализованы как при организации повседневной деятельности медицинских организаций, так и в образовательном процессе факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов медицинских вузов.
<p><strong>Aim.</strong> To justify the lists and the importance of knowledge, abilities and skills, which healthcare professionals, holding various management positions in health care organizations, should have - the competencies formation (models) profiles development.</p>
<p><strong>Methods.</strong> Expert interviews of 16 members of organizational departments teaching staff (professional experience in the specialty for at least 10 years) of Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky of Ministry of Health care of Russian Federation were conducted.</p>
<p><strong>Results.</strong> Based on the competencies presented in the state educational standard for the specialty «Organization of Healthcare and Public Health», the required positions lists of categories «know» - 37, «be able» - 25, «have skills» - 25, are specified. Their importance for structural divisions heads (chiefs) - medical specialists, deputy heads and head physicians (chiefs) of medical organizations - is established. Statistically significant differences are found on the importance of a number of all three categories positions what allowed to develop the appropriate models or profiles of formation. Considered categories lists included positions that have been evaluated by experts as «it is absolutely necessary for successful work in a particular position», «necessary» and «more necessary than not». The last estimate was recorded only in respect of the three positions for the heads (chiefs) of medical institutions structural units in the «have skills» category.</p>
<p><strong>Conclusion.</strong> The study results can be implemented in the medical institutions daily activities organization, as well as in the educational process of advanced training and medical schools specialists professional retraining faculties.</p> Решетников В.А. Владимир Анатольевич Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Коршевер Н.Г. Натан Григорьевич Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского
Доровская А.И. Анастасия Игоревна Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова
Moscow Medical Academy of I. M. Sechenov
Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского
Reshetnikov V.A. Moscow Medical Academy of I. M. Sechenov
Korshever N.G.
Dorovskaya A.I.
Training of specialists in healthcare management: the importance of competences formation eng
Подготовка специалистов в области управления здравоохранением: значимость формирования компетенций
Текст визуальный электронный
Казанский медицинский журнал
Eco-Vector
Т. 96, № 6 С. 1049-1053
2015
компетенции
competence
руководители
managers
медицинские организации
health care organizations
Статья
<strong>Цель.</strong> Обоснование перечней и значимости знаний, умений и владений, которыми должны обладать организаторы здравоохранения, занимающие различные руководящие должности в медицинских организациях, - разработка профилей сформированности (моделей) компетенций.
<strong>Методы.</strong> Проведён экспертный опрос 16 представителей профессорско-преподавательского состава (опыт профессиональной деятельности по специальности не менее 10 лет) организационных кафедр Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России.
<strong>Результаты.</strong> На базе компетенций, представленных в государственном образовательном стандарте по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», определены необходимые перечни позиций рубрик «знать» - 37, «уметь» - 25, «владеть» - 25. Установлена их значимость для заведующих (начальников) структурных подразделений - врачей-специалистов, заместителей руководителя (начальника) и главных врачей (начальников) медицинских организаций. По значимости ряда позиций всех трёх рубрик выявлены статистически значимые различия, что позволило разработать соответствующие модели или профили сформированности. При этом в перечни рассматриваемых рубрик вошли позиции, которые были оценены экспертами как «это совершенно необходимо для успешной работы в конкретной должности», «необходимо» и «скорее необходимо, чем нет». Последняя оценка была зафиксирована только в отношении трёх позиций для заведующих (начальников) структурных подразделений медицинских организаций в рубрике «владеть».
<strong>Вывод.</strong> Результаты проведённого исследования могут быть реализованы как при организации повседневной деятельности медицинских организаций, так и в образовательном процессе факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов медицинских вузов.
<p><strong>Aim.</strong> To justify the lists and the importance of knowledge, abilities and skills, which healthcare professionals, holding various management positions in health care organizations, should have - the competencies formation (models) profiles development.</p>
<p><strong>Methods.</strong> Expert interviews of 16 members of organizational departments teaching staff (professional experience in the specialty for at least 10 years) of Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky of Ministry of Health care of Russian Federation were conducted.</p>
<p><strong>Results.</strong> Based on the competencies presented in the state educational standard for the specialty «Organization of Healthcare and Public Health», the required positions lists of categories «know» - 37, «be able» - 25, «have skills» - 25, are specified. Their importance for structural divisions heads (chiefs) - medical specialists, deputy heads and head physicians (chiefs) of medical organizations - is established. Statistically significant differences are found on the importance of a number of all three categories positions what allowed to develop the appropriate models or profiles of formation. Considered categories lists included positions that have been evaluated by experts as «it is absolutely necessary for successful work in a particular position», «necessary» and «more necessary than not». The last estimate was recorded only in respect of the three positions for the heads (chiefs) of medical institutions structural units in the «have skills» category.</p>
<p><strong>Conclusion.</strong> The study results can be implemented in the medical institutions daily activities organization, as well as in the educational process of advanced training and medical schools specialists professional retraining faculties.</p>