Аннотация:
В статье рассмотрены исторические пути развития учебной и научной дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение с периода её формирования. Отмечена роль Н.А. Семашко в утверждении этой учебной и научной дисциплины, в создании и руководстве первой в России кафедрой социальной гигиены. Освещены особенности преподавания дисциплины на этапе её становления, содержание первого в России отечественного руководства по социальной гигиене. Рассмотрены этапы развития дисциплины в России с 20-х годов прошлого столетия по настоящее время, специфика преподавания на каждом из этапов, причины изменения названия дисциплины. Освещено особое место кафедры общественного здоровья и здравоохранения среди других кафедр, занимающихся вопросами изучения здоровья. Обоснована её ведущая, методологическая роль в преподавании вопросов сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения. Представлены современные требования к кафедрам общественного здоровья и здравоохранения, преподавателям, особенностям преподавания дисциплины, раскрыто содержание отечественной программы преподавания дисциплины и показано её отличие от зарубежных программ. Представлены пути развития учебной дисциплины и кафедр, осуществляющих её преподавание.
<p>The article deals with the historical ways of formation and development of the educational and scientific discipline Public Health and Healthcare, underlines the role of N.A. Semashko in the formation and development of the educational and scientific discipline, in the foundation and holding the first Department of Social Hygiene in Russia. The features of teaching the discipline at the stage of formation, the content of the first Russian manual on Social Hygiene are highlighted in this article. The stages of the formation and development of the discipline in Russia since the 20s of the last century until the present, the peculiarities of teaching the discipline at each of the stages, the reasons for changing the name of the discipline are considered. The special role of the Department of Public Health and Health Care Organization, among other departments dealing with the study of health, is highlighted. The article substantiates the leading, methodological role of the Department in teaching the issues of preserving, strengthening and restoring public health, presents the modern requirements for the departments of Public Health and Health Care Organization, as well as for teachers, shows special aspects of teaching the discipline, the content of the national education program and differences from foreign programs. The ways of development of the academic discipline and the Departments teaching it are also presented.</p> Решетников В.А. Первый МГМУ им. И.М. Сеченова МЗ РФ
Манерова О.А. Ольга Александровна Первый МГМУ им. И.М. Сеченова МЗ РФ
Созинов А.С. Алексей Станиславович «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Исмаил-заде Н.Т.о. Назим Таир оглы Первый МГМУ им. И.М. Сеченова МЗ РФ
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова МЗ РФ
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
«Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Kazan State Medical University
Reshetnikov V.A. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Manerova O.A. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Sozinov A.S. Aleksey Stanislavovich Kazan State Medical University
Ismayil-zada N.T. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Formation and development of public health teaching in the system of higher medical education (From social hygiene to public health and health care) eng
Становление и развитие преподавания вопросов общественного здоровья в системе высшего медицинского образования (от социальной гигиены до общественного здоровья и здравоохранения)
Текст визуальный электронный
Казанский медицинский журнал
Eco-Vector
Т. 101, № 6 С. 897-907
2020
Николай Александрович Семашко
Nikolai Aleksandrovich Semashko
общественное здоровье
public health
социальная гигиена
social hygiene
общественное здоровье и здравоохранение
public health and healthcare
кафедра общественного здоровья и здравоохранения
the Department of Public Health and Health Care Organization
преподавание общественного здоровья и здравоохранения
teaching Public Health and Healthcare
Статья
В статье рассмотрены исторические пути развития учебной и научной дисциплины Общественное здоровье и здравоохранение с периода её формирования. Отмечена роль Н.А. Семашко в утверждении этой учебной и научной дисциплины, в создании и руководстве первой в России кафедрой социальной гигиены. Освещены особенности преподавания дисциплины на этапе её становления, содержание первого в России отечественного руководства по социальной гигиене. Рассмотрены этапы развития дисциплины в России с 20-х годов прошлого столетия по настоящее время, специфика преподавания на каждом из этапов, причины изменения названия дисциплины. Освещено особое место кафедры общественного здоровья и здравоохранения среди других кафедр, занимающихся вопросами изучения здоровья. Обоснована её ведущая, методологическая роль в преподавании вопросов сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения. Представлены современные требования к кафедрам общественного здоровья и здравоохранения, преподавателям, особенностям преподавания дисциплины, раскрыто содержание отечественной программы преподавания дисциплины и показано её отличие от зарубежных программ. Представлены пути развития учебной дисциплины и кафедр, осуществляющих её преподавание.
<p>The article deals with the historical ways of formation and development of the educational and scientific discipline Public Health and Healthcare, underlines the role of N.A. Semashko in the formation and development of the educational and scientific discipline, in the foundation and holding the first Department of Social Hygiene in Russia. The features of teaching the discipline at the stage of formation, the content of the first Russian manual on Social Hygiene are highlighted in this article. The stages of the formation and development of the discipline in Russia since the 20s of the last century until the present, the peculiarities of teaching the discipline at each of the stages, the reasons for changing the name of the discipline are considered. The special role of the Department of Public Health and Health Care Organization, among other departments dealing with the study of health, is highlighted. The article substantiates the leading, methodological role of the Department in teaching the issues of preserving, strengthening and restoring public health, presents the modern requirements for the departments of Public Health and Health Care Organization, as well as for teachers, shows special aspects of teaching the discipline, the content of the national education program and differences from foreign programs. The ways of development of the academic discipline and the Departments teaching it are also presented.</p>