Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Форма
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
стандартные настройки
обычная версия сайта
закрыть
  • Вход
  • Регистрация
  • Помощь
Выбрать БД
Простой поискРасширенный поискИстория поисков
Главная / Результаты поиска

Пандемия COVID-19 в России: медико-социальные проблемы цифровой образовательной среды

Кучма В.Р.[1], Седова А.С.[2], Соколова С.Б.[2], Рапопорт И.К.[2], Степанова М.И.[2], Лапонова Е.Д.[3], Поленова М.А.[2], Чубаровский В.В.[1], Тикашкина О.В.[2]
Национальное здравоохранение
Т. 2, № 1, С. 21-31
Опубликовано: 2021
Тип ресурса: Статья

DOI:10.47093/2713-069X.2021.2.1.21-31

Аннотация:
В связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции все школы Российской Федерации весной 2020 г. были вынуждены перейти на дистанционную форму работы.Цель. Провести анализ ключевых публикаций, посвященных: организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения; жизнедеятельности и самочувствию участников образовательного процесса в условиях самоизоляции; медико-социальным подходам к снижению негативных последствий самоизоляции детей и подростков и дистанционного обучения.Материалы и методы. Проведен анализ отечественных и международных научных публикаций и рекомендаций, найденных с помощью поисковых систем Scopus, Pubmed, Российского индекса научного цитирования и в режиме «ручного поиска» на ресурсах ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и CDC (Centers for Disease Control and Prevention).Результаты. Закрытие образовательных организаций влечет за собой риск снижения качества образования. В 2020 г. при закрытии российских школ образовательный процесс не был остановлен благодаря дистанционному обучению с использованием цифровых технологий. В статье рассматриваются вопросы истории возникновения дистанционного онлайн-обучения, представлены результаты исследований, проведенных научными организациями и вузами, с целью изучения особенностей организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, жизнедеятельности участников образовательного процесса в школах, их самочувствия в условиях самоизоляции. Для снижения негативных последствий самоизоляции детей и подростков и дистанционного обучения проанализированы и обоснованы медико-социальные подходы.Заключение. Решение проблем, связанных с дистанционным образованием, может быть реализовано в ходе научно-методического сопровождения и экспертизы проекта по внедрению в 14 субъектах Российской Федерации целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего и среднего профессионального образования, планируемого в России в 2020–2022 гг. Для этого Российская академия наук в лице Отделения медицинских наук и Секции профилактической медицины, Минздрав России, Роспотребнадзор должны быть участниками проекта.
In connection with the epidemic of a novel coronavirus infection, all schools in the Russian Federation in the spring of 2020 were forced to switch to remote work.Aim. To analyze key publications on: the organization of the educational process in the context of distance learning; life and well-being of participants in the educational process in conditions of lockdown; medical and social approaches to reduce the negative consequences of lockdown for children and adolescents during distance learning. Materials and methods. The analysis of domestic and international scientific publications and recommendations found using the search engines Scopus, Pubmed, the Russian Science Citation Index and by manual search on the resources of WHO, UNICEF, UNESCO and CDC (Centers for Disease Control and Prevention).Results. The closure of educational institutions is a risk of reducing the quality of education. In 2020, with the closure of Russian schools, the educational process was not stopped due to distance learning using digital technologies. The article examines the history of the emergence of online distance learning, presents the results of research carried out by scientific organizations and universities in order to study the features of the organization of the educational process in conditions of distance learning, the life of participants in the educational process in schools, and their well-being in lockdown. To reduce the negative consequences of lockdown on children and adolescents and distance learning, medical and social approaches have been analyzed and substantiated.Conclusion. The solution of problems related to distance education can be realized in the course of scientific and methodological support and examination of the experiment on the implementation in 14 constituent entities of the Russian Federation of the target model of the digital educational environment in the field of general and secondary vocational education, planned in Russia in 2020–2022. For this, the Russian Academy of Sciences, represented by the Department of Medical Sciences and the Section of Preventive Medicine, the Ministry of Health of Russia, and Russian Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor) have to be participants.
[1]«Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора; «Первый Московский государственный университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет)
[2]«Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
[3]«Первый Московский государственный университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет)
Язык текста: Русский
ISSN: 2713-069X
Кучма В.Р. «Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора; «Первый Московский государственный университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет)
Седова А.С. «Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Соколова С.Б. «Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Рапопорт И.К. «Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Степанова М.И. «Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Лапонова Е.Д. «Первый Московский государственный университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет)
Поленова М.А. «Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Чубаровский В.В. «Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора; «Первый Московский государственный университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет)
Тикашкина О.В. «Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
«Федеральный НЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Federal Scientific Center Of Hygiene named after F.F. Erisman
«Первый Московский государственный университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет)
Sechenov First Moscow State Medical University
Kuchma V.R. Federal Scientific Center Of Hygiene named after F.F. Erisman; Sechenov First Moscow State Medical University
Sedova A.S. Federal Scientific Center Of Hygiene named after F.F. Erisman
Sokolova S.B. Federal Scientific Center Of Hygiene named after F.F. Erisman
Rapoport I.K. Federal Scientific Center Of Hygiene named after F.F. Erisman
Stepanova M.I. Federal Scientific Center Of Hygiene named after F.F. Erisman
Laponova E.D. Sechenov First Moscow State Medical University
Polenova M.A. Federal Scientific Center Of Hygiene named after F.F. Erisman
Chubarovsky V.V. Federal Scientific Center Of Hygiene named after F.F. Erisman; Sechenov First Moscow State Medical University
Tikashkina O.V. Federal Scientific Center Of Hygiene named after F.F. Erisman
COVID-19 pandemic in Russia: medical and social problems of the digital educational environment eng
Пандемия COVID-19 в России: медико-социальные проблемы цифровой образовательной среды
Текст визуальный электронный
Национальное здравоохранение
Т. 2, № 1 С. 21-31
2021
COVID-19 и школа
COVID-19 and school
снижение рисков распространения COVID-19
reducing the risk of spreading COVID-19
дистанционное обучение
distance learning
самоизоляция
lockdown
цифровая образовательная среда
digital educational environment
Статья
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
[616.98:578.834.1]-084:[616-053.2:373.1]
В связи с эпидемией новой коронавирусной инфекции все школы Российской Федерации весной 2020 г. были вынуждены перейти на дистанционную форму работы.Цель. Провести анализ ключевых публикаций, посвященных: организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения; жизнедеятельности и самочувствию участников образовательного процесса в условиях самоизоляции; медико-социальным подходам к снижению негативных последствий самоизоляции детей и подростков и дистанционного обучения.Материалы и методы. Проведен анализ отечественных и международных научных публикаций и рекомендаций, найденных с помощью поисковых систем Scopus, Pubmed, Российского индекса научного цитирования и в режиме «ручного поиска» на ресурсах ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и CDC (Centers for Disease Control and Prevention).Результаты. Закрытие образовательных организаций влечет за собой риск снижения качества образования. В 2020 г. при закрытии российских школ образовательный процесс не был остановлен благодаря дистанционному обучению с использованием цифровых технологий. В статье рассматриваются вопросы истории возникновения дистанционного онлайн-обучения, представлены результаты исследований, проведенных научными организациями и вузами, с целью изучения особенностей организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения, жизнедеятельности участников образовательного процесса в школах, их самочувствия в условиях самоизоляции. Для снижения негативных последствий самоизоляции детей и подростков и дистанционного обучения проанализированы и обоснованы медико-социальные подходы.Заключение. Решение проблем, связанных с дистанционным образованием, может быть реализовано в ходе научно-методического сопровождения и экспертизы проекта по внедрению в 14 субъектах Российской Федерации целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего и среднего профессионального образования, планируемого в России в 2020–2022 гг. Для этого Российская академия наук в лице Отделения медицинских наук и Секции профилактической медицины, Минздрав России, Роспотребнадзор должны быть участниками проекта.
In connection with the epidemic of a novel coronavirus infection, all schools in the Russian Federation in the spring of 2020 were forced to switch to remote work.Aim. To analyze key publications on: the organization of the educational process in the context of distance learning; life and well-being of participants in the educational process in conditions of lockdown; medical and social approaches to reduce the negative consequences of lockdown for children and adolescents during distance learning. Materials and methods. The analysis of domestic and international scientific publications and recommendations found using the search engines Scopus, Pubmed, the Russian Science Citation Index and by manual search on the resources of WHO, UNICEF, UNESCO and CDC (Centers for Disease Control and Prevention).Results. The closure of educational institutions is a risk of reducing the quality of education. In 2020, with the closure of Russian schools, the educational process was not stopped due to distance learning using digital technologies. The article examines the history of the emergence of online distance learning, presents the results of research carried out by scientific organizations and universities in order to study the features of the organization of the educational process in conditions of distance learning, the life of participants in the educational process in schools, and their well-being in lockdown. To reduce the negative consequences of lockdown on children and adolescents and distance learning, medical and social approaches have been analyzed and substantiated.Conclusion. The solution of problems related to distance education can be realized in the course of scientific and methodological support and examination of the experiment on the implementation in 14 constituent entities of the Russian Federation of the target model of the digital educational environment in the field of general and secondary vocational education, planned in Russia in 2020–2022. For this, the Russian Academy of Sciences, represented by the Department of Medical Sciences and the Section of Preventive Medicine, the Ministry of Health of Russia, and Russian Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing (Rospotrebnadzor) have to be participants.